понедельник, 26 сентября 2011 г.

АШВАТТХА


Дерево из группы деревьев, близких по виду, называемых пипал, пиппала, фиговое дерево, смоковница, ньягродха, баньян. В ведах выступает как мировое древо, ось вселенной. Считается священным древом кшатриев, царей и военных. Дощечка из ашваттхи применяется при ритуальном добывании огня. Один из видов (баньян) имеет воздушные корни, опускающиеся до земли и врастающие в неё, при этом образуется дерево-роща. Ему посвящены знаменитые строфы в «Бхагавадгите»: «С корнями вверх, с ветвями вниз ашваттха считается непреходящим.. Ни конца, ни начала.. Корни крепким мечом непривязанности срезав, нужно стремиться к тому пути, вступив на который, больше не возвращаются». Шанкара сравнивал ашваттху с миром перерождений (сансара). Дерево рассматривают как символ нисхождения, развертывания в мир Брахмана и восхождения к нему человеческих душ. Считают, что Будда получил под ним просветление. В «Дхаммападе» приводятся его слова: «Вырубите лес, а не одно дерево. Из леса рождается страх. Вырубив и лес, и чащу, вы.. станете свободными». Этот «лес» человек должен победить в себе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий