воскресенье, 23 октября 2011 г.

САНГХА


Множество. Союз. Совокупность. Община. Общество . Первую буддийскую общину сформировал Будда Шакьямуни. Она стала прототипом буддийских монастырей и общин в разных странах мира. Сангху считают одной из трех драгоценностей буддизма (триратна) и одним из трех прибежищ буддиста (тришарана, трисарана), наряду с самим Буддой и его учением (Дхарма). Первые буддисты были странствующими аскетами, живущими подаянием и слушающими проповеди Будды. В периоды муссонных дождей они собирались в пещерах, где устраивали диспуты, обучались ведению диалога, обменивались идеями и сведениями о новых учениях. Царь Бимбиеара подарил Будде бамбуковую рощу Велувана в Раджагрихе, и она стала постоянным прибежищем для его сторонников. Там были построены хижины, кладовые, помещения для собраний и др. Будда, как и другие монахи, продолжал собирать милостыню, молча, согласно традиции, протягивая свою чашу (патра), изготовленную из глины, дерева или камня. Пожертвования увеличивались. Сторонников учения становилось все больше. Богатый человек подарил Будде парк Джеватану в Кошале. В общине поддерживался строгий режим и порядок. Была введена должность эконома. Соблюдались нравственные правила. Разработанный устав четко регламентировал условия вступления в общину и правила поведения монахов. Махаджапати, сестра матери и мачеха Будды, вырастившая его, уговорила создать женскую группу. В общину вошли Ясодхира (Яшодхира), бывшая жена Будды, сын Рахула и другие родственники. Согласно уставу, в общине запрещалось есть в неурочное время, иметь украшения, употреблять опьяняющие напитки, проявлять жестокость, клеветать, кощунствовать, злиться, завидовать, совершать прелюбодеяния, разрушать созданное другими. Ежедневно проводились медитации, читались проповеди, изучалась литература. Записи велись на обработанных пальмовых листьях тростниковым пером (калама) при использовании чернил из сажи. Листья высушивались, обрезались, складывались стопкой между двумя дощечками и перевязывались, образуя книгу (пуста). Большое значение придавалось ежедневным покаяниям (каукритья). Раскаяние (анушайя) снимало чувство вины и укрепляло добрые намерения. Наставники (упадья, упадхья, упадхьяя) занимались с новичками и послушниками (шраманера, саманера). Учителя более высокого ранга (ачарья) работали с посвященными членами общины. Регулярно устраивались диспуты. Люди высокомерные (ауддхатья) с аффектированной психикой или с предпосылками к эффективности, например евнухи, в общину не принимались, как и те, кто не был свободен в своих действиях (рабы, государственные служащие) либо не мог выполнять все правила общинной жизни (калеки, больные старики). Принципы самодисциплины впоследствии вошли в кодекс, свод этических законов буддизма («Пратимокша»). Действия, приводящие к раздору в общине, стали считаться смертным грехом. Любой мог покинуть общину добровольно. Авторитет учения и общины продолжали возрастать и после смерти Будды. В общины вступали кшатрии, в том числе правители, цари (раджа) Ашока ( III в. до н.э.) и Канишка ( I — II вв. н.э.) оказывали буддийским общинам помощь и покровительство. Будда и буддисты были сторонниками просвещенной монархии, мудрого и сильного правителя, способного «повернуть колесо» (чакравартин) в интересах спасения человечества. Жизнь в общине вырабатывала особые черты, характерные для буддиста: уравновешенность, терпение, терпимость, самодисциплина, скромность, сострадательность, отсутствие стремления к самоутверждению, упорство в достижении цели и др.

Видео чтобы отвлечься

Комментариев нет:

Отправить комментарий